МУЗЕЙ В.М. ВАСНЕЦОВА. Русская живопись XIX-XXI веков.
выходной день - понедельник.
продолжительность - 2 часа.
на группу 0т 25-30 человек - 2-е сопровождающих бесплатно.
Дополнительно оплачиваются входные билеты
(в день экскурсии):
Стоимость входных билетов для школьников - 50 рублей на ребенка;
Входные билеты на взрослых - 100 рублей с человека.
В экскурсию входит экспозиция музея В.М.Васнецова и традиции купеческого быта
+ чаепитие.
Музей раположен в 2-х зданиях на Васнецова и Троицкой улицах.
Сменная обувь обязательна.
Биография художника:
Виктор Михайлович Васнецов родился (дата рождения 3 (15) мая 1848 года) в чувашском
селе Лопьял Уржумской волости Вятской губернии, сейчас Кировская область, в семье
православного священника, происходившего из древнего рода, члены которого считали
себя потомками скифов.
Учился в духовном училище, затем в Вятской духовной семинарии. Брал уроки рисования,
помогал в росписи Вятского собора. Учился живописи в Петербурге у И.Н.Крамского,
закончил Академию художеств.
Выставлять свои работы начал с 1869 года, учавствуя в экспозициях Академии художеств,
затем в выставках передвижников. С 1893 года становится действительным членом
Академии художеств.
Революции художник не принял, новые лозунги не нашли отклика в его душе, и были
чужды его взглядам и внутреннему миру.
После 1905 года был близок к партии "Союз русского народа", но членом её не стал.
Учавствовал в финансировании и оформлении монархических изданий "Книги русской
скорби". В 1915 году, вместе с другими художниками своего времени учавствовал
в учреждении "Общества возрождения художественной Руси".
Похоронен на Введенском кладбище Москвы, скончался 23 июля 1926 года.
Творчество художника:
На формирование уникального внутреннего мира художника повлияли две главные
взаимодополняющие первоосновы – семья и бытовое человеческое окружение. Сын сельского
священника, Виктор Васнецов рос в российской глубинке среди крестьянских детей,
всей душой впитывая красоту и поэзию русских народных былин и сказок. Первые уроки
рисования, данные ему отцом, пробудили у мальчика неуемную тягу к изобразительному
искусству. Из-за нее он впоследствии оставил семинарию, уйдя из предпоследнего
философского класса и отправившись на учебу в Санкт-Петербург.
Но совсем не сразу Виктор Михайлович обратился к былинным сюжетам и масляной
живописи, на первых порах отдавая предпочтение жанровым сценам и графике. Это
наложило сильный отпечаток на все его последующее творчество. Лучшие полотна этого
художника несут на себе след уверенной и точной руки. Многие из них явно «графичны»,
«иллюстративны» по манере исполнения.
Тем не менее, несмотря на весомый духовный посыл, произведения художника глубоко
лиричны, романтичны по своей сути и весьма самобытны по стилистике. Полностью
перейдя к историческим и сказочным сюжетам, художник Васнецов создал новое, «национальное»
направление в современной ему российской живописи, многие картины воспевали поэтическую
красоту русского народного фольклора, подчеркивали значимость национальной истории.
В творчестве Васнецова ярко представлены разные жанры, ставшие этапами очень
интересной эволюции: от бытописательства к сказке, от станковой живописи к монументальной,
от приземленности передвижников к прообразу стиля модерн, На раннем этапе преобладали
бытовые сюжеты - картины «С квартиры на квартиру», «Военная телеграмма», «Книжная лавочка», «Балаганы
в Париже».
Позже главным направлением становится былинно-историческое - картины "Аленушка", "Иван-царевич на Сером Волке", "Богатыри", "Царь Иван Васильевич
Грозный", "Витязь на распутье", «После побоища Игоря Святославича с половцами».
В конце 1890-х все более заметное место в его творчестве занимает религиозная
тема, работа в Киеве во Владимирском Соборе и в храме Воскресения Санкт-Петербурга,
акварельные рисунки и подготовительные оригиналы стенной живописи для собора святого
Владимира.
После 1917 года художник Виктор Васнецов продолжал работать над народными сказочными
темами, создавая полотна «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», «Кощей Бессмертный».